23.07.2017 12:29

Проблема времени в философском и художественном познании

Проблема времени в философском и художественном познании

Время - это философская категория. Ее изучение занимало умы исследователей еще с античности. В истории философии существовали две концепции отношений времени и материи: субстанциальная и реляционная.

Сегодня в науке принято считать, что время - это свойство, атрибут материи (реляционная концепция). Время определяют как форму координации сменяющихся объектов и их состояний. Каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов образует структуру времени.

По мере развития научного знания была предложена дифференциация видов времени. На основании опыта различных наук можно говорить об эмпирическом времени, которое, в свою очередь, делится на физическое, химическое, геологическое, социальное время.

Многие исследователи считают, что говорить о времени можно только в связи с человеком, так как именно с появлением человека возникает точка отсчета времени. Как человек воспринимает время? Поскольку время - это характеристика процесса, а процесс - это смена состояний вещи, то психологическое время можно представить как фиксацию смены состояний нашего сознания - чувственных образов вещей, мыслей, чувств, телесных ощущений, отражающих реальный мир.

В литературоведении можно говорить о концепте «художественного времени». Если психологическое время субъективно-реально, то художественное время - виртуально и символично. Его можно считать символическим воплощением психологического времени. Даже будучи «материализовано», воплощено в художественном произведении, оно не становится реальным, вещественным, хотя и приобретает некую идеальную объективность, становится объективно-идеальным в противовес объективно-реальному времени вещей. В отличие от реальности вещей, реальность идей (субъективная или объективная, символическая) неразрывно связана с ценностями и смыслами. Художественное время - это не столько время жизни героев произведения, сколько способ представления мысленных, воображаемых конструктов, созданных сознанием писателя, произвольно комбинируемых в соответствии с его замыслом. Художественное и психологическое время связаны между собой понятием ценности. В этом смысле их нельзя ставить в один ряд с эмпирическим временем (физическим, химическим и т.д.).

Благовестный А.Ю.

Проблема времени в философском и художественном познании

Опубликовано 23.07.2017 12:29 | Просмотров: 537 | Блог » RSS