15.06.2017 10:22

Трансформация образа сталинской эпохи в постсоветском школьном учебнике: поворот 2008 года

Трансформация образа сталинской эпохи в постсоветском школьном учебнике: поворот 2008 года

В 2008 г. вышел в свет учебник под редакцией А.В. Филиппова «История России, 1945—2008 гг.». Историческая концепция учебника стала предметом острой общественной полемики, развернувшейся главным образом в Интернете. Противники учебника обвиняли его авторов в апологии сталинского режима, в оправдании массовых репрессий. Авторы и защитники учебника указывали, что пора взглянуть на историю нашей станы без «очернительства», так, чтобы ей можно было гордиться.

Очевидно, что мы имеем дело с неким поворотом в репрезентации и трактовке истории для школьников. Цель нашего исследования — определить сущность этого поворота, сравнив учебник под редакцией А. В. Филиппова с учебниками 1990-х и 2000-х гг.

В 1990-е гг., когда в России формировалось новое общество, школьные учебники начали трактовать эпоху Сталина как период не только великих свершений, но и великих трагедий, «злодеяний сталинщины», преступлений власти против народа. Сталин именовался «кровавым диктатором» (такие эмоционально-оценочные лексемы были порой в ходу у авторов учебников). Простые советские граждане, в учебниках данного периода, противопоставлялись Сталину как честные труженики, защитники своей страны, ставшие жертвой власти. Учебники 2000-х гг. в целом продолжили эту традицию, хотя в них можно отметить большую умеренность в критике сталинизма, больший акцент на необходимость тех преобразований («модернизации»), которые проводились под руководством Сталина.

В учебнике под редакцией А.В. Филиппова тенденция 2000-х гг. воплотилась наиболее явно. Однако есть и новшества: массовые репрессии против партийно-государственного аппарата трактуются как способ отбора наиболее дееспособных и энергичных руководителей, что было необходимо для решения стаявших перед страной задач (экономическое развитие, повышение обороноспособности страны перед лицом реальной военной угрозы). Как мы видим, политика репрессий отчасти открыто рационализируется, расценивается как инструмент достижения общественно-значимых целей. Общая оценка фигуры Сталина была дана в книге для учителя под редакцией того же А.В. Филиппова (1-е изд. — 2007 г., 2-е изд. — 2008 г.). В ней Сталин ставится в один ряд не с величайшими «кровавыми диктаторами» в истории, а с Петром I и Бисмарком.

Таким образом, действительно можно констатировать поворот в трактовке и репрезентации сталинской эпохи. Речь идёт не об апологии режима, а о рационализации его действий, а также о том, что зачастую эти действия не получают нравственной оценки, либо она гораздо менее выражена, чем в предшествовавших учебниках, и лишена эмоциональной окраски.

Лапина А.Е.

Трансформация образа сталинской эпохи в постсоветском школьном учебнике: поворот 2008 года

Опубликовано 15.06.2017 10:22 | Просмотров: 520 | Блог » RSS