Племя Смайликов


Смайлики
Главная »
Смайлики
Смайлики »
Анимации смайлики
Анимации »
cмайлики
Поиск »
Блог
Блог »

Меню сайта
Карта сайта
Ангелы
Благодарю
Блестящие
Большие
Буквы
Валентинки
Военные
8 марта
Грусть
Да
Девочки
День рождения
Дети
Еда
Животные
Женские
Зеленые
Зодиак
Здоровье
Зима
Злость
Игры и игрушки
Китти
Коты, кошки, котята
Компьютер
Красивые смайлики
Лето
Любовь
Музыка и танцы
Насекомые
Некультурные
Нет
Новый год
Осень
Обнимемся
Оценка
Очки
Пасха
Погода
Птицы
Праздники
Подмигивание
Понравилось
Поцелуи
Приветствия
Привидения
Прикольные
Пришельцы
Провожу время
Прощание
Профессии
Разноцветные
Размышления
Роботы
Рыбы
Салют
Синие
Скелет
Свадьба
Сердечки
Смущение
Солнце, солнышко
Сон
Смех
Страх
Слезы
Спорт
Телевизор
Телефон
Транспорт
Уборка
Удивление
Улыбки
Ужас
Флаги
Фото
Форум
Цветы
Цифры
Цыпленок
Хэллоуин

Ангелы
Благодарю
Блестящие
Большие
Буквы
Валентинки
Военные
8 марта
Грусть
Да
Девочки
День рождения
Дети
Еда
Животные
Женские
Зеленые
Зодиак
Здоровье
Зима
Злость
Игры и игрушки
Китти
Коты, кошки, котята
Компьютер
Красивые смайлики
Лето
Любовь
Музыка и танцы
Насекомые
Некультурные
Нет
Новый год
Осень
Обнимемся
Оценка
Очки
Пасха
Погода
Птицы
Праздники
Подмигивание
Понравилось
Поцелуи
Приветствия
Привидения
Прикольные
Пришельцы
Провожу время
Прощание
Профессии
Разноцветные
Размышления
Роботы
Рыбы
Салют
Синие
Скелет
Свадьба
Сердечки
Смущение
Солнце, солнышко
Сон
Смех
Страх
Слезы
Спорт
Телевизор
Телефон
Транспорт
Уборка
Удивление
Улыбки
Ужас
Флаги
Фото
Форум
Цветы
Цифры
Цыпленок
Хэллоуин







10:22 15.06.2017

Трансформация образа сталинской эпохи в постсоветском школьном учебнике: поворот 2008 года



Трансформация образа сталинской эпохи в постсоветском школьном учебнике: поворот 2008 года

В 2008 г. вышел в свет учебник под редакцией А.В. Филиппова «История России, 1945—2008 гг.». Историческая концепция учебника стала предметом острой общественной полемики, развернувшейся главным образом в Интернете. Противники учебника обвиняли его авторов в апологии сталинского режима, в оправдании массовых репрессий. Авторы и защитники учебника указывали, что пора взглянуть на историю нашей станы без «очернительства», так, чтобы ей можно было гордиться.

Очевидно, что мы имеем дело с неким поворотом в репрезентации и трактовке истории для школьников. Цель нашего исследования — определить сущность этого поворота, сравнив учебник под редакцией А. В. Филиппова с учебниками 1990-х и 2000-х гг.

В 1990-е гг., когда в России формировалось новое общество, школьные учебники начали трактовать эпоху Сталина как период не только великих свершений, но и великих трагедий, «злодеяний сталинщины», преступлений власти против народа. Сталин именовался «кровавым диктатором» (такие эмоционально-оценочные лексемы были порой в ходу у авторов учебников). Простые советские граждане, в учебниках данного периода, противопоставлялись Сталину как честные труженики, защитники своей страны, ставшие жертвой власти. Учебники 2000-х гг. в целом продолжили эту традицию, хотя в них можно отметить большую умеренность в критике сталинизма, больший акцент на необходимость тех преобразований («модернизации»), которые проводились под руководством Сталина.

В учебнике под редакцией А.В. Филиппова тенденция 2000-х гг. воплотилась наиболее явно. Однако есть и новшества: массовые репрессии против партийно-государственного аппарата трактуются как способ отбора наиболее дееспособных и энергичных руководителей, что было необходимо для решения стаявших перед страной задач (экономическое развитие, повышение обороноспособности страны перед лицом реальной военной угрозы). Как мы видим, политика репрессий отчасти открыто рационализируется, расценивается как инструмент достижения общественно-значимых целей. Общая оценка фигуры Сталина была дана в книге для учителя под редакцией того же А.В. Филиппова (1-е изд. — 2007 г., 2-е изд. — 2008 г.). В ней Сталин ставится в один ряд не с величайшими «кровавыми диктаторами» в истории, а с Петром I и Бисмарком.

Таким образом, действительно можно констатировать поворот в трактовке и репрезентации сталинской эпохи. Речь идёт не об апологии режима, а о рационализации его действий, а также о том, что зачастую эти действия не получают нравственной оценки, либо она гораздо менее выражена, чем в предшествовавших учебниках, и лишена эмоциональной окраски.

Лапина А.Е.

Трансформация образа сталинской эпохи в постсоветском школьном учебнике: поворот 2008 года









Трансформация образа сталинской эпохи в постсоветском школьном учебнике: поворот 2008 года 10:22 15.06.2017 Просмотров 214 главная » блог Читайте в RSS от 23.10.2017
Яндекс.Метрика