10.06.2017 23:36

Новелла о художнике и искусстве как предпосылка разговора о массовой и элитарной культуре

Новелла о художнике и искусстве как предпосылка разговора о массовой и элитарной культуре

Тема взаимоотношений художника и общества, пожалуй, вечна. История культурного развития подтверждает, что люди искусства, творцы, были в некотором отдалении от всего остального мира. И на то традиционно множество причин: несовпадение автора-читателя-времени, «невписанность» художника в систему ценностей, например, «массового электората», его непритязательных запросов и вкусов, сознательно высокая планка элитарности самого художника, неготового отдать свое сокровенное в пустоту безразличия и т.п.

Романтическая новелла ХК века открыла эту тему необычайно широко и всеохватно. Романтики во всеуслышание заявили о том, что художник - это Творец, отмеченный Богом из всего остального филистерского мира. Но именно они же признали, сколь горестна в этом «лучшем из миров» судьба художника. Воплощение этой идеи в ХХ веке приобрело столь фундаментальные очертания, что в жанровом отношении новелла еще боле удалилась от своей изначальной (жанровой) характеристики: «новость», «анекдот» и, пожалуй, драматизировала «свершившееся неслыханное событие» (так Гете определял сущность новеллы вообще).

В XX веке на смену романтическим представлениям об искусстве и резким противопоставлением художника – обывателю, идеала – реальности пришло время подведения итогов. С развитием производственных возможностей и искусство стало на конвейер. От творческой интеллигенции требовалось быть социально ангажированной, и художник вынужден был стать частью политических и социальных проблем общества. Творческое сознание новеллистов XIX - нач. XX вв. отреагировало на это по-особому. Размышляя о художнике и искусстве в современном им обществе, авторы имплицитно указали на процесс становления и укоренения массового сознания, общества потребления, массовой культуры как таковой и ее необходимого коррелята - культуры элитарной. В очередной раз можно убедиться: возможности литературы в культуре значительно шире создания эйдосов и мифологем, отражения или деформации реальности. В отдельной теме «художник и искусство» оказалось возможным не только отразить парадоксы творчества, но и увидеть симптомы изменения общества. И мы вновь перед выбором: «или гуманизироваться, или погибнуть» (Гойтисоло).

Волобуева И.М.

Новелла о художнике и искусстве как предпосылка разговора о массовой и элитарной культуре

Опубликовано 10.06.2017 23:36 | Просмотров: 471 | Блог » RSS