08.06.2017 17:15

Сознание “советского человека” в художественных текстах неофициальной культуры 1960-1980-х годов

Сознание “советского человека” в художественных текстах неофициальной культуры 1960-1980-х годов

На рубеже 1990-2000 гг. изучение «мира советского человека» обозначилась как ведущая тема в границах феноменологии советской культуры (Е. Добренко, И. Утехин, С. Бойм, В. Тяжельникова, Т. Дашкова и др.). Понятие «советский человек» используется как условно рабочее, связанное у большинства исследователей с устойчивыми историко-культурными характеристиками поколения граждан СССР 1930 -1950 гг. Объектом нашего исследования является сознание «советского человека», воссозданное писателями и художниками, принадлежащими к «другой», неофициальной культуре постсталинской эпохи. Анализ данных художественных текстов потребовал обращения к работам специалистов (К. Аймермахер, Б. Гройс, Е. Деготь, И. Лебедева, О. Хорошилова, Латынина, Л. Аннинский, Т. Бек и др.).

Миропонимание советского гражданина включало: отношение к общественному устройству (к социализму и социалистической идее); к власти и ее носителям, к государству, коммунистической партии; к труду; к другому человеку и т.п. «Большая» художественная литература (А. Бек, Гроссман, А. Солженицын, Г. Владимов, В. Войнович и др.), так и не ставшая официальной, предложила современникам сложный разговор о сущности сталинизма и его последствиях, понимая, что самое главное произведение эпохи - новый «советский человек».

В «оттепельных» текстах (В. Гроссмана, раннего А. Солженицына и др.), герои, принадлежащие к разным социальным слоям, имеющие разный уровень образования и т.п., искренне верят в социализм, а разночтения связаны с выбором его модели: от «государственного» до гуманного, «с человеческим лицом». В произведениях 1970-1980 гг. (В. Войнович, Г. Владимов и др.) появляется авторская ирония по отношению к этой «народной утопии», в соответствии с которой социалистическое общество представлялось либо «царством добра и справедливости», либо «царством порядка», что обуславливает иные трактовки сознания «советского человека» (Чонкин, «верный Руслан»), как сознания переживающего сложный процесс развития от практически полной неспособности к рефлексии до попытки осмыслить свои социальные, гражданские и политические детерминанты. Аналогичные модели репрезентации внутреннего мира «советского человека» создают и художники (О. Целков, И. Кабаков и др.), в произведениях которых чаще всего можно увидеть весьма непривлекательные образы «совка».

Художественные тесты, при всей сложности их культурно-исторического прочтения, позволяют представить сознание «советского человека» как сложный, многогранный феномен, не укладывающийся в привычные схемы и требующий тщательного исследования.

Бодунов С.А.

Сознание “советского человека” в художественных текстах неофициальной культуры 1960-1980-х годов

Опубликовано 08.06.2017 17:15 | Просмотров: 577 | Блог » RSS