08.06.2017 17:12

Категория мудрости в картине мира французского гуманиста Пьера Шаррона (на основе анализа “Малого трактата о мудрости”, 1604 г.)

Категория мудрости в картине мира французского гуманиста Пьера Шаррона (на основе анализа “Малого трактата о мудрости”, 1604 г.)

Гуманист и философ Пьер Шаррон (1541–1603) – крупнейшая фигура позднего французского Возрождения, друг М. Монтеня, его последователь. Тем не менее, творчество Шаррона в отечественной науке практически не изучено (есть лишь одно специальное исследование – обстоятельная статья Ю. Б. Виппера). Труды Шаррона никогда не переводились на русский язык. Цель нашего исследования – рассмотреть категорию «человеческая мудрость» в картине мира Шаррона на основе анализа «Малого трактата о мудрости» («Petit Traicte de la sagesse», 1604).

Шаррон, как и гуманисты Возрождения в целом, видит главную цель человека в обретении «человеческой мудрости», в интеллектуальном и нравственном самосовершенствовании – и не ради спасения в загробной жизни, а ради того, чтобы реализоваться, стать настоящим человеком в жизни земной.

«Человеческая мудрость» – это средство ориентации человека в земной жизни, в «жизни в обществе» (la vie civile) и явно не имеет своей целью спасение. Для спасения человеку нужно овладеть «Божественной мудростью», которая находится на периферии внимания философа. Шаррон понимает под «человеческой мудростью» некую «здравость» души, «прекрасное и благородное сложение человека в целом – его нутра и наружности, его мыслей, слов, поступков и всех его движений». Эта «здравость» зависит от природных задатков, от воспитания в семье. Но если даже природа не была щедра к человеку, он может обрести мудрость самовоспитанием, изучая моральную философию и подражая жизни философов, а также героев античности (Александр Великий, Эпаминонд, Сципион и др.). У «человеческой мудрости» есть свои «проявления» и «долженствования»: «Познать себя и человеческий удел»; «Согласовывать свою жизнь внешне в соответствии с законами и обычаями» (т. е. человек должен быть внутренне свободен, но в то же время уважать внешние общественные условности ради гармоничного включения в социум, который основан на этих самых условностях); практиковать «постоянное освобождение от общепринятых заблуждений и страстей»; «Во всём следовать природе, то есть разуму, всеобщей справедливости».

Все эти принципы удивительным образом похожи на максимы Мишеля Монтеня, изложенные им в «Опытах». Шаррон как бы систематизировал «текучую» философию своего друга.

Афанасьева К.А.

Категория мудрости в картине мира французского гуманиста Пьера Шаррона (на основе анализа “Малого трактата о мудрости”, 1604 г.)

Опубликовано 08.06.2017 17:12 | Просмотров: 567 | Блог » RSS