03.06.2017 23:30

Типы и формы памяти о «советском» в постсоветском культурном пространстве

Типы и формы памяти о «советском» в постсоветском культурном пространстве

Проблемы советской истории и культуры на протяжении двух последних десятилетий вызывают устойчивый интерес специалистов, которые стремятся объективно осмыслить и описать различные аспекты «советского». Также в последнее время мы встречаемся с феноменом включения символов, метафор, знаков и значений «советского» в повседневные культурные практики, использование их в качестве привлекательных коммерческих брендов и т.п. Все это создает объемное и сложное пространство культурной памяти о «советском», требующее структуризации и систематизации.

Культурная память о «советском» за два десятилетия проходит несколько этапов развития и трансформаций: от демифологизации советского прошлого, решения задачи создания полной и объективной истории культуры советского периода (О. Рогов, В. Фомин и др.) - в 1980-е, исследования советской культуры как особого феномена и его знаковых характеристик (Е. Добренко, И.Утехин, С.Бойм, Л.Булавка и др.) - в 1990-е до масштабного процесса ремифологизации советского прошлого - в последнее десятилетие Объектом ностальгии часто становятся «длинные 1970-е» (См. Н3, 2007, №3).

В постсоветской истории формировались, по крайней мере, два альтернативных типа памяти о «советском» - «негативистский» (или с большим количеством негативных коннотаций) и «ностальгический» - тип одобряющей памяти, трактующий многие явления советской истории и культуры как имеющие позитивное значение для человека и общества.

Можно выделить различные формы позитивной «памяти о советском» в современной культуре, оказывающие определенное влияние на динамику культурных процессов:
> «виртуальные мифы» (как вербальные, так и визуальные, представленные Интернет сайтами и другими медиа продуктами;
> включение в современное культурное пространство сохранившихся объектов материального культурного наследия советской эпохи;
> практики дизайна (в широком смысле, использующие советские предметы, знаки и символы для эстетической стилизации объектов);
> практики брендинга, использующие символы и реалии советской культуры;
^ сугубо коммерческие формы массовой культуры, активно эксплуатирующие различные элементы широкого поля знаков, которые можно условно понимать как «советские».

Воробьева А.В.

Типы и формы памяти о «советском» в постсоветском культурном пространстве

Опубликовано 03.06.2017 23:30 | Просмотров: 577 | Блог » RSS