28.05.2017 16:15

Синергия образования и науки как инновационный ресурс

Синергия образования и науки как инновационный ресурс

В условиях глобализации, резко поднимающей значение конкурентных начал в международном разделении труда, решение экономических, социальных и иных общественных проблем все теснее сопрягается с формированием интеллектуального капитала и, в частности, научно-образовательного потенциала страны. Данное обстоятельство требует адекватной стратегии научно-образовательной политики, ее адаптации к новейшим тенденциям интеграции науки и подготовки кадров.

Крупные корпорации западных стран вкладывают немалые средства в научные исследования и разработки в области высоких технологий, подготовки специалистов соответствующего качества, формируют систему государственно-частного партнерства в сфере высшего образования.

Базой развития инновационной деятельности вузов являются фундаментальные разработки: их доля в общем объеме вузовских исследований в середине 2000-х годов оценивалась в Японии в 55%, в США, Германии - 60, во Франции - 90, в Великобритании - в 95%. Вузам США и Великобритании выделяется 11-12%, Японии и Франции -15-16% всех ассигнований на науку. (В России -менее 6%.)2 Интерес государства и бизнеса к высшему образованию вообще и к вузовской исследовательской деятельности в частности не может не нарастать.

Особое место занимает проблема интеграции образования и науки в России. Причина парадоксальной ситуации, в которой находится наша страна, - это сохраняющийся высокий уровень образования, при котором возникла острая нехватка среднетехнических кадров и высококва-лифицированных инженеров.

В доказательство приведем ранжирование стран по инновационному индексу и по общим расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Самый высокий инновационный индекс по данным на 2003 год у США - 6,66, Японии - 5,74 и Израиля - 5,38, далее следуют Германия - 4,95 и Франция - 4,05. К сожалению, по России такие данные не предоставляются. В ранжировании стран по общим расходам на НИОКР лидирующие места делят Япония - 3,12 % от ВВП на 2003 год, США - 2,59%, немного меньше Германия - 2,51%, далее следует Китай - 31%, менее всего расходы на НИОКР составляют у России - 1,28%.

Сегодня образование и наука, их синергия - главный ресурс инновационной экономики. В России успех в этой сфере может быть обеспечен только при соблюдении основного условия - востребованности науки и образования со стороны деловых и властных структур, общества в целом.

Рябова А.А.

Синергия образования и науки как инновационный ресурс

Опубликовано 28.05.2017 16:15 | Просмотров: 526 | Блог » RSS