16.05.2017 18:30
Антикризисная программа России: первые итоги
При оценке российской антикризисной политики следует, по мнению автора, учитывать особенности сложившейся в стране ситуации.
По мнению ряда экономистов, правительство страны упустило шанс структурной перестройки экономики и использования накопленных национальных резервов для развития обрабатывающей промышленности, в первую очередь машиностроения и высокотехнологичных отраслей.
Другого рода просчет - отсутствие сколь - либо радикальных мер по оздоровлению и реструктуризации банковской системы страны.
Основной пакет антикризисных мероприятий принят правительством в ноябре в виде “Плана действий”, состоящего из 10 разделов и 55 пунктов. План вырабатывался, судя по всему, в спешке и представляет собой обширный перечень очередных поручений министерствам и профильным ведомствам. Сроки их реализации - от одного до пяти месяцев, продолжительность действия в ряде случаев до 2011 г. Запланировано оздоровление жилищного строительства, сельского хозяйства, автомобиле- и машиностроения, ОПК, сырьевого сектора, транспортного сектора. План предусматривает ряд мер социальной поддержки граждан. Вместе с тем ни по одному из пунктов размер расходов бюджетов в документе не определен. Часть поручений носит чисто рекомендательный характер. Остается неясным, каким компаниям и по какому принципу будет оказываться (и уже оказывается) государственная поддержка. Именно крупным, прежде всего государственным компаниям планируется оказывать финансовую помощь в приоритетном порядке. В то же время реальной поддержки мелких и средних предприятий со стороны государства фактически не происходит. Дело ограничивается преимущественно декларативными заявлениями на этот счет. Именно им отдается приоритет в антикризисных программах подавляющего большинства стран.
Не могут не вызывать вопросов и многие другие негативные явления, связанные с особенностями российской антикризисной политики. Речь идет прежде всего об экономической макросреде. Не совсем понятна позиция правительства в отношении стимулирования экономической активности в стране. Судя по всему, власти намерены сократить запланированные ранее бюджетные расходы на многие инвестиционные проекты.
И последнее - о ВТО. Если и ожидать новых международных институтов и новых норм, то в первую очередь в отношении глобальных финансовых рынков. Если мы рассчитываем на рыночные силы как основу регулирования - нам следует вступать в ВТО, причем, чем скорее, тем лучше. В противном случае процесс формирования послекризисного развития этой организации будет проходить без участия России и возможности влиять на этот процесс, исходя из учета наших интересов.
Филиппов С.О.
Опубликовано 16.05.2017 18:30 | Просмотров: 528 | Блог » RSS |