03.04.2017 17:06

Символика цвета в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Символика цвета в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Оскар Уайльд – автор романа «Портрет Дориана Грея» - оставил след в истории литературы не только художественными произведениями, но и эстетической теорией. На мировоззрение Оскара Уайльда повлияли учение о гедонизме и философия Платона. Как известно, Платон был уверен, что обычный человек воспринимает мир в полутонах и лишь художники и поэты видят все иначе – в ярких, насыщенных красках. Идеи гедонизма утверждают, что лишь наслаждения помогают понять жизнь во всех ее красках.

Уайльд, к тому же, был последователем учения Уолтера Пейтера и близок к кругу прерафаэлитов, которые противопоставляли серой реальности жизнь в ярких цветах. Они считали, что красивая оболочка способна пробудить внутренние духовные порывы. Сам Уайльд воспринимал искусство как способ человеческой жизни, как единственное убежище от торгашеского мира, как храм красоты. Литература и живопись созданы, по его мнению, как способ самопознания и совершенствования человеческой души, поэтому использование того или иного цвета, в соответствии с его эстетическими воззрениями, символично. Ярким отражением его теоретических построений является рассматриваемый нами роман «Портрет Дориана Грея». Сюжет его не нов: история о молодом человеке, который продают душу дьяволу в обмен на вечную молодость.

В романе цвет является элементов поэтической атмосферы, участвующим в создании художественного образа. Вместе с изменением и помутнением изначально прекрасной и светлой души Дориана Грея меняются и краски в изображении героя. Вместо теплых – золотых, голубых и розовых оттенков - авторская палитра становится все более отталкивающей, мертвенно-белой и металлически-холодной. Использование серых, бледных, черных тонов преобладает в изображении мегаполиса, что соответствует мрачному, скучному существованию, которое поглощает или выхолащивает личность. Цвет оттеняет события романа и чувства героев, подчеркивая радость жизни или трагизм ситуации. При этом авторская палитра канонически символична: красный – цвет крови, смерти, убийства; черный – цвет греха, злых поступков, траура. Очевидно, что для создания не только атмосферы, но и авторского романного пространства, наряду с сюжетом и архитектоникой, используется столь важный элемент, как цвет, который до Уайльда использовали романтики, а после него – сюрреалисты и постмодернисты. Для Уайльда цвет обязателен в моделировании и восприятии художественных образов и раскрытия авторской концепции.

Шальнова Е.С., Шкробышева Т.В.

Символика цвета в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Опубликовано 03.04.2017 17:06 | Просмотров: 888 | Блог » RSS