03.04.2017 17:04

Идеи постмодернизма в романе Джона Фаулза «Коллекцонер»

Идеи постмодернизма в романе Джона Фаулза «Коллекцонер»

Постмодернизм как направление в культуре возникает на Западе в конце 60-х – начале 70 годов прошлого века. Постмодернистский текст, отражая в себе такие процессы как критическое отношение к глобальным идеологиям, отказ от модернистского и авангардистского культа новизны, никогда не скрывает своей цитатной природы, оперируя уже известными эстетическими языками и моделями.

Творчество Д.Фаулза— яркий пример постмодернизма в литературе. По сюжету романа «Коллекционер», банковский клерк Фредерик Клегг влюбляется в молодую художницу Миранду и, выиграв крупную сумму денег в тотализаторе, покупает загородный дом, превращает его подвал в тюрьму, похищает девушку, запирает ее в подвале, дабы беспрепятственно ею любоваться. Это приводит к смерти Миранды.

Композиция данного произведения интересна с постмодернистской точки зрения. Перед нами — четыре текстовых пространства. Первое – события до похищения и история самого похищения. Во время заточения Миранда ведет дневник, текст которого является вторым текстовым пространством. Третье пространство — рассказ Клегга о тех же самых событиях и о том, что происходит после. Повествование идет не линейно, а спиралевидно, возвращая читателя назад, по-разному интерпретируя одни и те же факты взглядом двух противоположностей одной и той же антитезы. Множественность одномоментно существующих истин делают из текстового пространства некий лабиринт. Спиралевидный лабиринт, созданный сопричастием при прочтении романа — четвертое текстовое пространство, модель которого открывает возможность диалога автора с читателем. Таким образом автор дискредитирует единственное понятие истины, что характерно для постмодернизма. Создается впечатление, что все запрограммировано изначально.

Автор постоянно присутствует в романе, но не вмешивается в него, а лишь дополняет повествование подробностями, оттенками, деталями и мелочами, которые еще больше опровергают возможность видения лишь одной истины. Автор убеждает читателя в том, что негибкая и инвариантная система идеалов, созданная средой и условиями воспитания героев, не является единственно правильной и безоговорочно верной. Именно она, принятая и одобренная социальной средой обитания героев, ведет к разрушению их внутреннего мира, а порой и к уничтожению их физического существования.

Агафонова А.А.

Идеи постмодернизма в романе Джона Фаулза «Коллекцонер»

Опубликовано 03.04.2017 17:04 | Просмотров: 1922 | Блог » RSS