01.04.2017 22:00

Усвоение христианских представлений и ценностей князем Киевской Руси Владимиром Святославичем

Усвоение христианских представлений и ценностей князем Киевской Руси Владимиром Святославичем

Цель моего исследования проследить изменения представлений ценностей князя Владимира Святославича в связи с принятием им христианства. Нашими источниками являются: «Повесть временных лет» и «Хроника Титмара Мерзебургского.

С принятием христианства Владимир коренным образом меняет свое брачное поведение. Так, говоря о Владимире - язычнике, летописец повествует о том, что у князя было огромное количество жён, сыновей и наложниц (полигамия). Конечно, автор летописи преувеличил их число, вводя в текст такие целые числа, как 300 и 200. Вполне вероятно, что он сравнивал Владимира с Соломоном, у которого, как гласит летопись, было даже не 300, а 700 жён. Однако после крещения князь повенчался с царицей Анной, ставшей его единственной спутницей жизни (моногамия). Титмар в “Хронике” также подчеркивает женолюбие Владимира. Князь предстает “великим и жестоким распутником”, который, хотя и принял по настоянию жены христианство, однако “ добрыми делами” его так и “не украсил”. Но, в конце концов, он преобразился под воздействием речей “своих проповедников” и “смыл пятно содеянного греха, усердно творя щедрые милостыни”. Такая картина значительно ближе к летописному образу Владимира Святославича, но “Повесть временных лет” относит этот порок к языческому периоду его жизни.

Приняв христианство, Владимир меняется и в других сферах жизни. Чертой Владимира – христианина автор летописи называет обильные милостыни или, говоря языком современности, - социальную благотворительность. Здесь мы видим, как языческая щедрость обретает характер христианской милостыни. Меняется отношение Владимира к убийству.

Летописец говорит нам о том, что Владимир, будучи язычником, убил своего брата Ярополка. В христианской вере убийство осуждалось и ещё больше осуждалось братоубийство, что было самым большим грехом. Автор летописи вводит в повествование речь философа, когда тот рассказывает о жизни Адама и Евы и их сыновьях - Авеле и Каине. Заповедь” не убий” прочно укоренилась в сознании Владимира: будучи крещеным, князь не захотел казнить разбойников, которых стало очень много.

Таким образом, мы видим, что новая вера оказала на князя Владимира Святославича большое влияние. И, несмотря на то, что зарубежный источник Титмара открывает нам много отрицательных моментов жизни князя, для любого русского человека, так же, как и для автора повести, он остается Святым.

Афанасьева К.А.

Усвоение христианских представлений и ценностей князем Киевской Руси Владимиром Святославичем

Опубликовано 01.04.2017 22:00 | Просмотров: 396 | Блог » RSS