30.03.2017 00:04

Феномен речевой агрессии в СМИ

Феномен речевой агрессии в СМИ

Язык средств массовой информации является одним из факторов, определяющих духовное развитие общества. Свобода слова изменила не только роль СМИ в обществе, но и привела к качественным изменениям языка и стиля публикаций, манеры подачи сообщений. Говорить «плохо» оказалось вполне допустимым, потому что так говорят активные члены общества, носители передовых идей. В результате общественно-политический и газетный дискурс породил феномен речевой агрессии.

Назовем некоторые способы реализации речевой агрессии в СМИ:
1) немотивированное использование новых иноязычных слов;
2) лингвосуггестивное воздействие рекламных текстов;
3) экспансия лексики малых социумов;
4) языковая демагогия;
5) метафоризация.

Речевая агрессия в СМИ может проявляться как эксплицитно, так и имплицитно. Примером явной, эксплицитной речевой агрессии может служить жаргонизация и даже криминализация языка газеты через активное использование таких слов, как разборка, беспредел, наезжать, мочить, отмывать. У некоторых общеупотребительных слов появляются новые значения, например, слово семья приобрело отрицательную коннотацию под влиянием итальянского слова мафия, что обычно в газетном тексте маркируется кавычками.

Имплицитная речевая агрессия проявляется через языковую демагогию, т.е. приемы непрямого воздействия на адресата, когда внушаемые ему идеи не высказываются прямо, а навязываются ему косвенно, путем использования особых языковых механизмов. Одной из характерных черт современных СМИ является использование «агрессивных» метафор, создание с их помощью специфической метафорической картины мира. Становясь в зависимость от человеческого фактора, метафора приобретает те ценностные коннотации, которые имеются в мире людей.

Таким образом, речевая агрессия основана на манипуляции сознанием получателя информации, некритичном восприятии текстов. Усилению воздействия способствует ее имплицитный характер. Использование различных способов речевой агрессии в СМИ влечет за собой трансформацию картины мира адресата, негативно воздействует на языковой вкус и стратегии поведения языковой личности, провоцирует ответную речевую агрессию. Все это нарушает права адресата как потребителя продукции СМИ и приводит к необходимости если не введения вновь цензуры, то по крайней мере какой-либо формы правового регулирования.

Гришин А.Г.

Феномен речевой агрессии в СМИ

Опубликовано 30.03.2017 00:04 | Просмотров: 557 | Блог » RSS