20.02.2017 13:51

Провинциальный музей: современные трансформации музейного экспозиционно-выставочного пространства (Ивановский художественный музей)

Провинциальный музей: современные трансформации музейного экспозиционно-выставочного пространства (Ивановский художественный музей)

Иваново - один из немногих провинциальных городов России, имеющий серьезную музейную традицию, сложившуюся в конце 19 – начале 20 века благодаря инициативе иваново-вознесенских фабрикантов. Дмитрий Геннадьевич Бурылин, которого по праву можно считать родоначальником музейного дела в Иванове, собрал и передал городу потрясающую коллекцию, до сих пор составляющую основу почти всех ивановских музеев.

В начале 20 века музей был особым местом, сконцентрировавшим все необычное, редкое, уникальное, не копирующее действительность. В советский период число музеев в области растет (от одного – к 1917 г., до шестнадцати – к 1950 г.); но музей превращенный в идеологический институт, служит теперь задачам воспитания и «окультуривания масс», и поэтому отражает только «нужную и полезную» реальность. Подобная ситуация, частично видоизменяясь, сохраняется до конца 80-х гг.

В 1990-е годы возвращается понимание того, что музей – не идеологическое оружие, а учреждение культуры, которое собирает, хранит, исследует, экспонирует культурные ценности, а также ведет активный диалог с посетителем. Но сегодня музеи, встраиваясь в новую социокультурную модель и при более чем скромном финансировании, вынуждены конкурировать с досуговыми учреждениями, обращаясь к не свойственным им формам работы. Это приводит к деформации экспозиционно-выставочного пространства, превращая музей скорее в выставочный зал, клуб и т.п. Учитывая, что на сегодня Ивановский художественный музей остался единственным в городе и области целостным музейным образованием, мы можем наблюдать эти деформации на его примере.

За последние десять лет не только увеличилось количество сменных выставок, организованных музеем, но и изменилось понимание того, какой должна быть музейная выставка: появились новые концепции, способы реализации, презентации культурно-художественных объектов. Выставочное пространство, будучи использованным более активно, постепенно вытесняет постоянную экспозицию из сферы интересов посетителя. Поэтому сегодня чрезвычайно важным представляется выяснить: насколько кардинальны и необратимы процессы деформации внутримузейного пространства; возможно и целесообразно ли возвращение провинциального музея в рамки традиционной модели.

М.В. Диок

Провинциальный музей: современные трансформации музейного экспозиционно-выставочного пространства (Ивановский художественный музей)

Опубликовано 20.02.2017 13:51 | Просмотров: 540 | Блог » RSS