15.02.2017 19:22

«Культуриндустрия» как феноменмассовой культуры: к постановке проблемы

«Культуриндустрия» как феноменмассовой культуры: к постановке проблемы

ХХ век с его ставкой на промышленно-индустриальную, техногенную модель развития общества породил специфический способ освоения действительности – массовую культуру. Ее тотальное распространение в современном обществе, позволяет говорить о том, что сейчас массовая культура является основной формой существования культуры в целом. Наблюдается увеличение числа специфических функций массовой культуры (адаптационная, коммуникативная, социализирующая, рекреативная и др.).

Утверждение новых ценностных структур, появление «массового человека» с его неограниченным желанием потребления, формирование рыночных отношений в сфере культуры – все это способствовало возникновению феномена культуриндустрии. Данное явление характеризует специфику производства и распространения культурных ценностей в современном обществе. В рамках культуриндустрии художественное творчество и восприятие заменяется «культурным производством и потреблением»; любое явление или факт культуры приравнивается к товару («культурный продукт»), т.е. носит коммерческий характер; наблюдается конвейерный подход к созданию культурного продукта; средства массовой коммуникации используются в качестве канала распространения и потребления культурного продукта.

Однако статус культуриндустрии, его оценка при этом оказываются весьма двойственными. С одной стороны, положительное значение культуриндустрии раскрывается в «продвижении» культурного наследия посредством обеспечения широкого доступа к культурным ценностям. Но есть и негативная сторона – развитие культуриндустрии основано на клишировании культурного продукта, что порождает стандартизацию культурных потребностей. А поскольку технический прогресс неизбежен, то усиление этой тенденции в культуриндустрии неминуемо.

Поэтому одной из первоочередных задач сегодня является определение стратегии развития культуриндустрии. Бесконтрольное развитие культуриндустрии может стать не только потерей в экономическом и культурном отношении, но и угрозой мировому сообществу. Думается, что регулирование процесса развития массовой культуры посредством определения нормативных рамок культуриндустрии заключает в себе возможность прогресса культуры в целом.

Т.В. Морозова

«Культуриндустрия» как феноменмассовой культуры: к постановке проблемы

Опубликовано 15.02.2017 19:22 | Просмотров: 551 | Блог » RSS