17.11.2023 18:56

Языческие параллели в образе Мелькора (по материалам Легендариума Дж.Р.Р.Толкина). Часть 2

Языческие параллели в образе Мелькора (по материалам Легендариума Дж.Р.Р.Толкина). Часть 2

4. Трикстер превосходит человека по способностям и уступает по уму, он «меньшее зло»
Мелькор априори сильнее любого из людей или эльфов, но по твердости сознания человек может состязаться ним и не быть побежденным – например, Хурин. Также Мелькор мог насильно проникать в разум, при этом ломая его и порабощая волю владельца, т.е. обладал силой, в некотором роде враждебной самостоятельному, не связанному с ним разуму. В эпизоде похищения Сильмариллов Мелькор противопоставлен паучихе Унголиант как абсолютному злу, не связанному с самим Мелькором (известно несколько версий ее происхождения, но слугой Мелькора наравне с вышеперечисленными она не была точно). Если первоначально мотивы Мелькора скорее духовные, то со временем он деградирует, например, появляется мотив похоти, который у Унголиант был выражен изначально. Таким образом, по сравнению с демонами из-за «пределов мира» Мелькор действительно меньшее зло.

5. «Трикстер – ум без чувства ответственности», «Вечно хочет зла и совершает благо»
Многие творения Мелькора можно считать вполне благими, например, мороз и морозные узоры (извращение замысла Ульмо, Владыки Вод). Мелькор – творец мира, несмотря на отличную от других мотивацию, такой же, как другие валар. Функция связанных с ним сюжетов – «включение недозволенного опыта в рамки дозволенного». Классический трикстер - инициатор социально-культурного действия, а Мелькор, например, обучал эльфов нолдор.

6. Мотив страдания и связь с архетипом культурного героя
Толкин не замысливал Мелькора как спасителя или страдальца, но, войдя в культурное пространство, этот персонаж был переосмыслен поклонниками именно как страдающий романтический герой (например, в «Черной книге Арды» Н. Васильевой).

Трикстер связан с хтоническим миром, и эту связь у Мелькора лучше всего рассмотреть в сравнении с Локи, самым ярким и бесспорным трикстером всех европейских мифологический систем.

Локи – отец трех хтонических чудовищ: Хель, Фенирира и Йормунгарда. Отношения Мелькора с богами смерти (в черновиках их двое – Намо и Ниэнна, которая изначально была похожа на Хель) – тема чрезвычайно интересная, но очень обширная, потому что образы в черновиках и в итоге сильно различаются. Но отметим, что в обеих мифологиях некоторые души во время Конца Света должны воплотиться снова и сражаться, а также могут быть способны к перерождению (например, Хельги и Свава в Эдде и Глорфиндель в Легендариуме). Скандинавский Фенрир подобен одновременно прародителю волколаков Драуглуину и Кархароту. Цепь, которой асы приковали Фенрира, тоже имеет аналогию с цепью Ангайно. Кархарот, как и Фенрир, откусил руку одному из героев. Фенрира «Младшая Эдда» называет Лунным Псом, который проглотит месяц - Мелькор ненавидел светила и нападал на них. Йормунгард – гигантский змей. Мелькор вывел породу драконов, причем первые драконы не умели летать. Существует упоминание о червях-оборотнях (очевидно, созданиях Мелькора), грызущих основание мира – так же, как Йормунгард грызет корни Иггдрасиля. У самого Мелькора в ранних версиях даже Легендариума есть сын от великанши – Косомот, огненный демон. Это интересно в том смысле, что Локи иногда ошибочно трактовали как огненного духа.

Таким образом, оценив образ Мелькора без учета христианского пафоса всего толкиновского творчества, мы пришли к выводу, что Мелькор играет в мифологической системе Легендариума роль трикстера. Более того, некоторые трикстерские черты он приобрел независимо от замысла Дж. Толкина, что говорит о том, что мифология Легендариума способна в среде поклонников развиваться сама, но по тем же законам, что и всякая другая мифология.

Список литературы
1. Побужанская A.A. Вербализация пантеона богов в литературно-мифологическом эпосе Д.Р.Р.Толкина «Сильмариллион» // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве. – Киев: Логос, 2017 – с. 105-109.
2. Дж. Толкин. Сильмариллион / Толкин Дж.; пер. с англ. Н. Эстель. – М: АСТ, 2014 –414 с.
3. Дж. Толкин. Преображенные мифы [Электронный ресурс]. - / Толкин Дж.; пер. с англ. А.Кутузова. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/kolzo_mo/mt, свободный.
4. 4. Дж. Толкин, Х. Карпентер. Письма / Толкин Дж.; пер. с англ. С. Лихачева – М: ЭКСМО, 2004 – 708 с.

М.М.Базанова

Языческие параллели в образе Мелькора (по материалам Легендариума Дж.Р.Р.Толкина). Часть 2

Опубликовано 17.11.2023 18:56 | Просмотров: 273 | Блог » RSS