17.11.2023 18:57

Языческие параллели в образе Мелькора (по материалам Легендариума Дж.Р.Р.Толкина). Часть 1

Языческие параллели в образе Мелькора (по материалам Легендариума Дж.Р.Р.Толкина). Часть 1

Аннотация. Автором анализируется с позиции языческой мифологии образ Мелькора, главного отрицательного персонажа Легендариума Дж.Р.Р. Толкина. Показывается трикстерская сущность Мелькора, который, несмотря на свою связь с образом христианского дьявола, с точки зрения толкиновской мифологии не может считаться абсолютно отрицательным персонажем.
Ключевые слова: Толкин, Легендариум, Мелькор, трикстер, мифология, фэнтези, язычество, «Сильмариллион».

Дж. Толкин известен как автор серии историй о мире Арды, и в том числе как создатель искусственного пантеона валар (богов). Для каждого из них можно подобрать более или менее близкие аналогии из настоящих исторических мифологических систем. Эти параллели могут быть проведены на основании этимологии имен, роли персонажа в божественной иерархии, атрибутов, связанных сюжетов и т.д. Однако валар у Толкина подчинены единому Создателю, мало вмешиваются в жизнь народов, не имеют своих культов и связаны с языческими богами формально, поэтому сам по себе поиск параллелей не позволяет взглянуть на мифологическую систему Арды как на нечто самостоятельное. Чтобы рассмотреть ее как полноценную мифологию, нужно обратиться к образу Мелькора, главного божественного антагониста, который приобрел, несмотря на свои христианские корни, очевидно языческие черты – некоторые по воле автора, некоторые, по-видимому, согласно внутренней логике Легендариума. Рассматривали образ Мелькора мы как образ персонажа языческой мифологии, т.е. без учета авторской биографии, литературных традиций и христианских параллелей.

В мифологии Толкина четырнадцать валар, но самые сильные из них – Мелькор и Манвэ, что делает их наиболее близкими друг к другу. Оба они имеют черты, аналогичные которым есть, например, у греческого Зевса. Но у Манвэ это черты скорее положительные (с современной точки зрения). У Манвэ и Зевса сходная этимология имен, что было доказано в работе А. А. Побужанской «Вербализация пантеона богов в литературно-мифологическом эпосе Д.Р.Р.Толкина «Сильмариллион»: «можно выделить три основные черты, определяющие сходство в описании двух богов:
1) blessed - входит в семантическое поле концепта бог;
2) King, Lord, авторская узуальная единица Valtur, а также прилагательные в превосходной степени указывают на его лидирующее положение в окружающем его социуме;
3) Taime - окказиональный антропоним, указывающий на сферу влияния Манвэ, которая совпадает с Зевсом» [1; 106]. У обоих среди атрибутов есть орел; обоих сопровождает женское божество, которое по статусу выше остальных (Варда); чертоги у обоих находятся на вершине горы и т.п. Мелькора же объединяют с Зевсом, во-первых, две войны с другими богами (Зевс, по Гесиоду, враждовал с титанами и гигантами, а Мелькор – с валар). Во-вторых, молот в качестве атрибута. В-третьих, связь с разрушающим огнем: например, можно увидеть сходство описания титаномахии (у Гесиода) и Битвы Внезапного Пламени (ср. «Жаром палимая, глухо и скорбно земля загудела, И затрещал под огнем пожирающим лес неиссчетный. Почва кипела кругом. Океана кипели теченья И многошумное море. Титанов подземных жестокий Жар охватил, и дошло до эфира священного пламя Жгучее» / «И внезапно из Тангородрима вырвались реки пламени, что бежали быстрее балрогов, и затопили они всю равнину; и Железные Горы изрыгнули ядовитые испарения, наполнившие воздух, и были они смертельны» [2; 169]). В-четвертых, Зевс, как и Мелькор, использовал в своих битвах чудовищ, в-пятых, оба прибегали к обману, оба бывали усыплены женщинами и т.п. Таким образом, то, что Мелькор и Манвэ связаны с богами других мифологий соответственно отрицательными и положительными чертами говорит о том, что они являются антиподами. Такая антитеза явно подобна противопоставлению двойника-трикстера и оригинала-творца.

Разные исследователи выделяют следующие черты трикстера:

1. Глупость, непредсказуемость, бессмысленность и бессознательность поступков Дж. Толкин в одном из своих черновиков замечал, что, «Мелькор ничего не мог сделать с Ардой; даже оставшись на ней в одиночестве, он продолжал бы буйствовать, пока не низвел бы все до состояния бесформенного Хаоса» [3; V]. Это хаотично-злое мировоззрение проявляется во многих эпизодах, особенно в ранних версиях легенд (см. историю о создании Светильников). Бессознательность поступков происходит от бессознательности мышления, и следующая черта трикстера – склонность ко лжи ради самой лжи – проявляется у Мелькора тоже достаточно ярко («Он так далеко зашел во Лжи, что лгал даже самому себе» [3, V]).

2. Изменчивость, оборотничество, шаманство.
Изначально Мелькор, как и все валар, был способен менять свой облик. Впоследствии «воплощенная» форма, т.е. своеобразное единение с мировой материей, стала для него приоритетной, и в этом можно увидеть параллель с шаманскими практиками. Для богов нашего мира зооморфной чертой в образе бога считается наличие животных-фамилиаров. А среди слуг Мелькора – Кархарот (волколак), Тхуринвэтиль (летучая мышь), Тэвильдо Князь Котов и другие.

3. Противопоставленность окружающим, «дефективность».
Мелькор - единственный из айнур, кто был недоволен действиями Создателя и восстал против него, единственный, кто качественно отличался от валар еще до того, как они пришли в мир, противник всех валар (а позже – вообще всех), если угодно, «дефективный». Кроме того, существует предсказание о Дагор Дагорат, битве, которая «более всего прочего навеяна древнескандинавским образом Рагнарека» [4; 374]. В ней Мелькор выступит инициатором Конца Света и будет побежден окончательно, т.е. пострадает от собственного поступка, как классический трикстер.

М.М.Базанова
Продолжение следует

Языческие параллели в образе Мелькора (по материалам Легендариума Дж.Р.Р.Толкина). Часть 1

Опубликовано 17.11.2023 18:57 | Просмотров: 235 | Блог » RSS